•  

Вход:



Забыли пароль?
Зарегистрироваться


  •  

ОПРОС:
Как вы узнали о нашем сайте?

Посмотреть результаты голосования


  •  

Зрители и читатели


Старик Ромуальдыч
03/07/2012 08:17
     
Рецензия на фильм "Пи", режиссер Даррен Аронофски.

Увлечения
Кино
Дмитрий Савочкин

  
Цитировать | Редактировать | Удалить | Вниз

Режиссер: Даррен Аронофски.
В главных ролях: Шон Гуллетт.
В ролях: Марк Марголис, Марк Бен Шенкман, Памела Харт, Стивен Перлман, Самиа Шоаиб.

Награды:
1998 — Приз "ФИПРЕССИ" — Кинофестиваль в Тессалониках

1998 — Лучший режиссёр — Кинофестиваль Санденс

1998 — Гран-При — Международный кинофестималь в Гиджине

1998 — Лучший зарубежный фильм — Кинофестиваль Фант-Азия

1998 — Гран-При — Довилльский кинофестиваль

1999 — Лучшая операторская работа — Премия Хлотрудис.

Интересные факты о фильме:

Бюджет фильма составил всего 60 тысяч долларов, большую часть из которых составили 100-долларовые взносы друзей и родственников Даррена Аронофски. Когда картина была продана "Артисану", каждый из вложвших 100 долларов получил назад по 150.

Кстати, "Артисан" купил фильм за 1 миллион долларов.

Для съёмок использовался настоящий мозг.

Фильм снимался прямо на улицах Нью-Йорка, без ограждения и предварительного согласования с властями, поэтому кто-то из съёмочной группы всё время должен был стоять на часах, чтобы предупредить о приближении полиции.

Еду для всей съёмочной группы готовила мать Даррена Аронофски

Фотографа, преследующего Макса в метро, сыграл Клинт Манселл, автор музыки к фильму.

Исполнитель главной роли Шон Гуллетт (в другой транскрипции Джуллетт) — друг Даррена Аронофски, один из авторов сюжета фильма, и исполнитель роли психотерапевта в следующем фильме Аронофски "Реквием по мечте".

 

Писать рецензии к хорошим фильмам сложнее, чем к плохим, а писать рецензии в гениальным картинам почти невозможно. После каждого слова неотступно преследует мысль "кто Я такой, что об ЭТОМ писать?!"
Но у меня сейчас есть несколько смягчающих обстоятельств.
Во-первых, фильм, о котором я пишу, был снят почти десять лет назад, а значит, о нём не так сложно рассуждать (как бы с высоты прошедших лет).
Во-вторых, судя по перечню математических ляпов, некоторые из которых перечислены в "фактах о фильме", Аронофски не очень хорошо знаком с математикой — во всяком случае, хуже меня, что даёт мне некоторое преимущество.
И, наконец, в-третьих, кто такие я и Аронофски, вместе с его фильмом и моей рецензией, перед необъятной непостижимостью сущности числа π?

В своё время кто-то сказал о фильме "Кофе и сигареты" — "Джармуш понял о кино главное: фильм должен быть чёрно-белым, коротким, и по возможности бессмысленным".
Всё это можно с полным правом отнести к фильму Аронофски "Пи". Снятая на собранные по друзьям и родственникам копейки чёрно-белая картина продолжительностью менее полутора часов кажется мельтешением света и тени на экране.
Фабула проста и незамысловата. Гениальный математик бросил преподавание в университете, чтобы поселиться в маленькой квартирке в Чайна-Тауне (по Нью-Йоркским меркам — в трущобах) и посвятить себя поиску математического принципа, лежащего в основе вселенной.
Минимум персонажей.
Минимум диалогов, больше напоминающих справки из учебника математики.
Бессвязное развитие сюжета.
Гениальной, и выведшей в один момент Даррена Аронофски на Олимп арт-хаусного кино, эту картину делает балансирование на неуловимой грани между абсолютом и безумием.
Максимиллиан Коэн, главный герой фильма, пытается проанализировать цикличность природных явлений и вывести с их помощью закономерности котировок акций на фондовом рынке. Но он не знает, что единый принцип, лежащий в основе этих явлений, в действительно представляет из себя нечто гораздо большее, чем возможность предугадывать курсы акций. Принцип, лежащий в основе всего — это код, шифр, зная который, человек приобретает неограниченную власть над реальным миром, приобретает могущество, с которым не в силах совладать ни слабое тело человека, ни его ничтожный разум.
Старый учитель, проведший всю жизнь в поиске закономерности в числе "Пи", и отказавшийся от продолжения поисков по непонятным причинам, карьеристка-делец с Уолл-стрит, готовая на всё ради возможности управлять фондовым рынком, каббалисты, пытающийся прочесть в Торе имя бога — все эти персонажи постепенно переплетаются в жизни Макса, приводя его в итоге к достаточно простой, но недоступной для них всех мысли.
Дело не в цифрах.
Дело в синтаксисе.
Вопрос не в том, из чего именно слагается 216-значное число, которое выплёвывает компьютер перед своей смертью, вопрос в том, что между этими цифрами. Ведь прочесть это число — и открыть дверь, чтобы узреть за ней бога — может только тот, кому это дано.
Помимо идеи, картина потрясает феерическим видеорядом, который сложно было ожидать от фильма с бюджетом в 60.000. Рапидный монтаж глотания таблеток (больше знакомый по сценам приёма наркотиков из фильма "Реквием по мечте"), собственный мозг, находящийся перед человеком, истекающая кровью эманация бога, и многое другое делает картину завораживающим зрелищем даже для тех зрителей, кто не понимает ни слова (а таковых, похоже, большинство, ведь едва ли каждый встречный знает, что такое "ряд Фибоначчи"). Впрочем, трудно ожидать, что даже профессиональные математики углядят большой смысл в диалогах о причёске Макса и самосе, которые держат в напряжении так же, как и любой другой диалог картины. Дело здесь не столько в том, что происходит на экране, сколько в том, КАК оно происходит. То есть, опять-таки, важны не цифры, а то, что между ними. И "синтаксис" Даррена Аронофски выливается в тяжелый груз, лежащий на плечах каждого, кто смотрит на экранную картинку. Ты начинаешь искать смысл не только в бессмысленных диалогах, но также в молоке, растворяющемся в кофе, клубах сигаретного дыма, траекториях полёта птиц — для того только, чтобы понять, что если этот смысл и есть, то познать его тебе не под силу. Прогрессирующее безумие героя не даёт расслабиться зрителю ни на секунду, заставляя его переживать самое страшное ощущение из доступных человеку — не доверять самому себе.
Фильм заканчивается очевидной, в общем-то, истиной: божье — богу, а человеку — человеческое. Бог ведь на наше не претендует? Не надо, стало быть, претендовать на божье.
Дверь так и осталась закрытой.
А люди так и остались людьми. Китайцы всё так же будут делать свою гимнастику, каббалисты — читать нараспев длинные слова на идиш, дельцы — играть на бирже, а Макс нашёл своё счастье в неведении.
Что ж, всему своё место. Даррену Аронофски — в пантеоне славы артхауса, а этой рецензии — на сайте "экранка точка ру".

ссылка

 



Цитировать | Вниз


Ваш комментарий:


Эта функция доступна только зарегистрированному пользователю.