•  

Вход:



Забыли пароль?
Зарегистрироваться


  •  

ОПРОС:
Как вы узнали о нашем сайте?

Посмотреть результаты голосования


  •  

Размышления


Novosёlova
19/02/2013 15:15
     
Запахи и их роль в жизни человека

Увлечения
Другое
Ольга Новосёлова & internet

  
Цитировать | Вниз

Сборная солянка с хрестоматийным названием «Запахи и их роль в жизни человека» получилась столь же сумбурной, сколь безгранична эта тема. Предлагаю читателям воспринять её как пэтчворк, лоскутное одеяло, в котором каждый может выбрать заинтересовавший его кусочек или прикрепить свой – это приветствуется.

(Приветствую Вас, Жан-Батист Гренуй, гениальный парфюмер поневоле, бессердечный экспериментатор эпохи Просвещения, не к ночи будь помянут.)

Мир запахов окружает нас всюду и мы сталкиваемся с ним непрерывно. Можно думать, что запахи - это комбинации молекул, которые при попадании в нос раздражают нервные окончания и передают информацию в головной мозг. Более поэтично звучит такое определение: запах является тончайшим проявлением материальной природы и непосредственно связан со стихией земли, запахи появились вместе с элементом земли и присутствуют везде, где есть этот элемент. Так или иначе, роль запахов в нашей жизни огромна.

Заинтересовавшись вопросом, откопала вот такой факт: женщины примерно в тысячу раз чувствительнее к запахам, чем мужчины. Вы можете себе представить это тысячекратное преимущество? Я, честно говоря, нет. Особенно держа в уме, что ведущие парфюмеры мира, чьи имена нам – как музыка высших сфер, всё-таки мужчины. Ладно, воспримем как комплимент. Хотя вот Лев Толстой в своей «Крейцеровой сонате» словами главного героя такой чувствительности не одобрял и сравнивал женщин в этом плане со свиньями. Точной цитаты не нашла, а перечитывать это произведение не тянет. В нём с доброжелательным отношением к женщине вообще беда.

С запахами вообще творятся странные вещи; вот например: его нет, а легенды вокруг него раздуты до неприличности. Да, речь о феромонах, как же без них. Эликсир сексуального притяжения, беспроигрышный приворот, разящий всех наповал. Однако вот что об этом говорит бесстрастная наука:

"Феромоны дальнего действия (небольшие летучие вещества, одинаковые у всех людей) привлекают особей противоположного пола – не в смысле «вызывают дикое желание», а просто – сообщают о том, что в округе имеются организмы, способные к спариванию. (Это именно та информация, которую вы хотели бы сообщить о себе?)

Феромоны ближнего действия (тяжелые, плохо летающие вещества, передающиеся при близких контактах и поцелуях) сообщают другим людям ваш личный «генетический профиль» – для того, чтобы они могли посчитать, насколько вы и они биохимически (генетически) совместимы. И если совместимость будет высокая, а организм «нюхающего» будет готов... то вполне могут завертеться жернова любви."

«У бабочек, в общем, то же самое»:
- Самцы насекомых по запаху феромона могут находить самку на расстоянии нескольких километров.

- Самка свиньи, учуяв андростерон самца, выгибает спину, раздвигает задние ноги и стоит неподвижно, чего-то ждет. (Чего же она ждёт, интересно? И что там, с цитатой из «Крейцеровой сонаты»?)

- Самец макаки-резуса при запахе копулина самки приходит в дикое сексуальное возбуждение.

Точно такая же реакция наблюдается у этих животных и на простую ватку, смоченную феромоном. У человека аналогично действующего вещества («дико-возбуждающего» в чистом виде, с ватки) выделить до сих не удалось – возможно, его у нас просто нет.

А у людей? Результаты исследований очень скромные:

"- Запах майки позволяет большинству людей довольно точно определить пол человека, носившего эту майку. Запах противоположного пола обычно приятен, запах своего пола – нет.

- Проводилось множество экспериментов с андростероном (к которому так хорошо относятся свиньи). Мужчинам и женщинам предлагали выбрать один из двух предметов, из которых один был обработан андростероном, а другой – нет (причем концентрация феромона была очень низкой, запаха не ощущалось). Совершенно понятно, что мужчины чаще выбирали чистый предмет (фотографию, стул, комнату отдыха), а женщины – обработанный.

- Чувствительность женщин к запахам зависит от фазы менструального цикла: она самая высокая в день овуляции, когда наиболее вероятно оплодотворение.

- Если женщинам предложить из вороха мужских маек выбрать одну, с самым приятным запахом, то женщины выбирают мужчин, которые максимально отличаются от них по главному комплексу гистосовместимости.

Собственно, всё. Несмотря на то, что тема очень волнительная, а эксперименты очень недорогие (майка стоит гораздо дешевле коллайдера, согласитесь), пока что никаких особых прорывов в этой области нет, и количество газетных статей в разы превосходит количество научных работ. Это связано с тем, что реакция людей на запахи очень индивидуальна, и закономерности, общие для всех, удается выявить редко. Впрочем, обстоятельное изучение феромонов человека началось относительно недавно (в 1970-х годах), так что – будем ждать."

Честно говоря, интереснее мне показалось другое направление развития науки о запахах. «Устав соревноваться за зрение и слух потребителей, маркетологи взялись за обоняние» - многообещающе звучит. Арома маркетинг - это комплекс мероприятий по использованию возможности влияния воздействия запаха на поведение человека и стимулирования его потребностей в товарах и услугах. Это одно из самых новых направлений маркетинга, получившее широчайшее распространение во многих развитых странах.

Лирическое отступление от «Росбизнесконсалтинг»:

«Прочувствовать, что скрывается за словосочета­ниями «запах гаража» или «запах свежести», корреспондент «РБК» решил лично, для чего заказал в одной из российских компаний, занимающихся ароматизацией помещений, несколько пахучих пробни­ков. «Земляника», «Грейпфрутовый микс», «Зеленый мандарин» оказались настолько же приятными, насколько и ожидаемыми. Вслед за ними были опробованы «Капучино-Ваниль», «Кофе» и «Корица с печеньем». Яркие и красивые ароматы. Причем последний не просто запах «по мотивам», а именно аромат свежего печенья с корицей. В памяти почему-то сразу всплыла бабушкина кухня, обшарпанный стол, а на нем - неровные самодельные печенюшки... Запах новой машины и аромат зеленой травы удивили тем, что мозг хранил одни воспоминания, а «учуял» другие. Пра­вильные, но другие. Поздно ночью, когда в редакции практически никого не осталось, был вскрыт последний флакончик с надписью «Конюшня». Этот аромат и стал главным потрясением. Как букет благородного виски, он раскрывался постепенно. Доминировала лошадь. Не замыленный победитель скачек, не уставшая деревенская трудяга, а холеный, высокомерно фырка­ющий породистый жеребец. Прикрыв глаза, можно было представить, как он мотает головой, пытаясь отогнать назойливую муху, и переступает ногами. Луч мягкого вечернего солнца из окна под потолком освещает боль­шую охапку свежего сена. И еще. Почти неуловимый, но на удивление к месту характерный дух конского наво­за... Самое интересное, что среди многообразия выпу­скаемых запахов «Конюшня» вовсе не выглядит чем-то экстравагантным. Японская компания Senoya, например, производит ароматы, которые по замыслу авторов должны навевать воспоминания о наиболее дорогих запа­хах города. Всего за 5 долларов можно купить «Первый поцелуй на чертовом колесе в портовом районе Тенпозан» или «Запах шеи официантки в кабаке Осаки». Все еще предпочитаете классику?»

А это как вам: «Ароматы все чаще используют для усиления воздействия на целевую аудиторию. В Германии есть музей Mercedes-Benz. В одном из его залов выставлен первый автомобильный двигатель. Для настоящих ценителей достаточно просто вида мотора, чтобы испытать благоговейный трепет. Но немцы пошли дальше: чтобы воссоздать атмосферу мерседесовского гаража 1900 года, в зале распространяется специально созданный для этого случая аромат.» Вы себе можете это представить - технологию изготовления эссенции старой кожи и прогретого металла? Я - нет.

Жан-Батист Гренуй, ну что стоило Вам родиться века на два попозже!

Вот не зря же я запах одного из торговых центров для себя определила как «легкий аромат бездумного шопинга". А знакомый риэлтор мне рассказывал, что запах свежевыпеченного хлеба и выпечки вообще в квартире серьёзно увеличивает её шансы быть проданной (подсознание: выпечка = тепло, детство, уютный дом).

Вот тоже интересный феномен: "Выбор запаха во многом определяется национальными особенностями покупателя. Так, например, японцы предпочитают запах жасмина, американцы - грейпфрута, а жители «туманного Альбиона» с удовольствием делают покупки, вдыхая аромат, напоминающий запах рожениц." – можете себе представить запах рожениц? Что-то неоднозначное. Ох уж эти жители туманного Альбиона, с их скрытой страстностью викторианской эпохи.

А вот вам и научное объяснение: «Дело в том, что человеческое обоняние обладает интересной особенностью: сигнал поступает сразу в две структуры головного мозга. Первая анализирует запах. Например, «почувствовав» запах ванили, мозг «осознает»: пахнет ванилью. Вторая ассоциирует аромат с воспоминаниями и конкретными образами. Тот же запах ванили вдруг напомнит о вечере в любимом кафе с близким человеком.»

Надеюсь, «поверка алгеброй гармонии» не помешает вам после прогулки по улицам с весенним запахом талого снега зайти в кофейню, выпить чашечку крепкого любимого кофе, зайти в парфюмерную лавку, задохнувшись от восторга, встретить свой любимый аромат, который вы искали много лет, вдохнуть запах волос любимого человека. И благодарить – Бога, Мироздание, эволюцию – за то, что мы обладаем таким чудесным даром – способностью различать и помнить запахи мира.



Цитировать | Вниз


Ваш комментарий:


Эта функция доступна только зарегистрированному пользователю.