Размышления
|
|
||||||||||
Четыре благородные истины — одно из базовых учений буддизма. Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь. Первая благородная истина. Истина о страдании (дуккха) или беспокойной неудовлетворённости. Мир есть страдание. Т.к. болезнь, старость и смерть — удел всех существ. Три главных великих страдания: страдание от перемены; страдание, усугубляющее другие страдания; страдание, собирающее страдания. Четыре великих потока страдания: страдание рождения; страдание старости; страдание болезни; страдание смерти. Вторая благородная истина. Истина о причине возникновения страдания. Это истина о причинах беспокойной неудовлетворённости: ненасытное стремление. Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности приводят к разочарованию, что это невозможно осуществить в полной мере. Это приводит к возникновению кармы. Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому. Этот процесс приводит к возникновению новой кармы. Так возникает «круговорот сансары». Т.о., причина неудовлетворённости состоит в жажде, которая приводит к непрерывному пребыванию в сансаре. Удовлетворение жажды очень скоротечно и через короткое время приводит к появлению новой жажды. Таким образом получается замкнутый цикл по удовлетворению желаний. Чем больше желаний не могут быть удовлетворены, тем больше растет карма. Источник этого часто лежит в привязанности и ненависти. Их последствия приводят к неудовлетворённости. Корень же привязанности и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов, в ошибочном понимании реальности. Третья благородная истина. Истина о прекращении дуккха. Благородная истина о прекращении беспокойной неудовлетворённости: «Это полное успокоение [волнений] и прекращение, отказ, отъединение, это освобождение с отдалением от той самой жажды». Состояние, в котором нет дуккха, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами «страдания». Четвёртая благородная истина. Истина о пути, ведущем к прекращению дуккха. Благородная истина о Cрединном пути: «Это есть Благородный Восьмеричный путь: правильный взгляд, правильный настрой, правильная речь, правильные действия, правильная жизнь, правильные усилия, правильное сосредоточение внимания, правильное самадхи». Восьмеричный Путь — путь, указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары. Лежит посередине между приверженностью мирским удовольствиям и аскетизмом. Путь состоит из восьми правил и называется поэтому «Благородным Восьмеричным Путём». Осваивать эти правила следует постепенно, ступенчато, как наставлял Будда: «Сначала следует утвердиться в благих состояниях, то есть в очищении моральной дисциплины и правильных взглядах. Затем, когда моральная дисциплина очищена, а взгляды выпрямлены, следует упражняться в четырех основах внимательности». Более подробно про восьмеричный путь можно почитать в википедии в одноименной статье. Кстати, там весьма толково написано. Цитировать | Вниз | |||||||||||
| |||||||||||
Ваш комментарий: |